https://app.jivo.ru/join.html?token=4a7a7ff3856d7a18b9ad094838225aac.2520713
Вино Кьянти имеет долгую и славную историю, которая начинается еще в XIV веке и называется так, потому-что производилось в холмистом регионе с одноименным названием. В 1716 году великий герцог Козимо III Медичи установил новые границы винодельческого региона, в котором можно производить вино марки Кьянти. Так к основному месту происхождения были добавлены селения Радда, Гайоле и Кастеллина, Греве. Все было бы хорошо, но в первой половине XIX века многие виноделы Кьянти стали в качестве основной лозы использовать канайоло вместо санджовезе. Этому новшеству воспротивился барон Беттино Рикасоли — сам производитель вина, впоследствии возглавивший правительство Италии. В разных источниках приводятся различные варианты «формулы Рикасоли» для вина «Кьянти», но во всех вариантах как минимум 70 % составляет санджовезе. В XIX веке было законодательно закреплено, что оставшиеся 30 % могут составлять канайоло и белая мальвазия. После реформы Рикасоли стали расти известность и популярность «Кьянти» за рубежом: вино не раз упоминается в русской поэзии серебряного века, его предлагают отведать Шерлоку Холмсу в «Этюде в багровых тонах» и т.д. В «прекрасную эпоху» это тосканское вино превратилось в одну из основных статей сельскохозяйственного экспорта Италии. В условиях великой депрессии многие селения Тосканы желали получить право выпускать своё вино под маркой «Кьянти». Следствием их давления на правительство стал пересмотр двухсотлетних границ винодельческого региона, состоявшийся в 1932 году. Территория, утверждённая в 1716 году, отныне стала известна как «классическое Кьянти» (Chianti Classico), а вино с названием просто «Кьянти» обрели право выпускать шесть новых территорий: Colli Aretini («холмы Ареццо»), Colli Fiorentini («холмы Флоренции»), Colline Pisane («холмы Пизы»), Colli Senesi («холмы Сиены»), Montalbano, Rùfina. В 1967 году границы зоны «Кьянти» были вновь расширены, охватив теперь уже бóльшую часть центральной Тосканы. В связи с повышенным спросом на недорогие столовые вина без особых ухищрений, который наблюдался в первые десятилетия после Второй мировой войны, многие тосканские производители погнались за цифрами продаж, не обращая внимания на качество продукта. В эти годы мальвазия уступила место высокоурожайному, но малоароматному сорту треббиано, который давал до 30 % виноматериалов, используемых в бленде «Кьянти». Что касается санджовезе, стали использоваться варианты (клоны) сорта, не характерные для Тосканы, с наиболее высокой урожайностью и, соответственно, со слабыми ароматическими свойствами. Те немногие производители центральной Тосканы, которые в 1960-е желали сохранить высокое качество, вообще стали отказываться от использования белых сортов винограда, выпуская вина из одного только санджовезе, либо стали добавлять в состав зарубежные сорта винограда вроде мерло. Их продукция отличалась высочайшим качеством, но не соответствовала требованиям аппеллясьона Кьянти, хотя и производилась на его территории. Для её обозначения американские журналисты в 1970-е годы придумали термин «Супертоскана».
Международный успех «супертосканских» вин (сопровождавшийся бурным ростом цен на них) заставил производителей «Кьянти» пересмотреть устаревшие подходы и стандарты. Доля белых сортов винограда в «Кьянти» стала уменьшаться, пока в 1995 году не было разрешено производить «Кьянти» без использования белых сортов винограда и даже полностью из санджовезе. Для производства Chianti Classico теперь разрешены не только местные, но и международные сорта вина.
Кьянти традиционно выдерживается в больших бочках из славонского дуба в течение 4-7 месяцев. Для получения повышенной категории качества (Riserva) вина должны выдерживаться в дубе не менее 38 месяцев. Вина, которые соответствуют наиболее жёстким требованиям (в части урожайности лозы, полнотелости, количества сухих веществ и т. д.), но произведены за пределами зоны Chianti Classico, выпускаются на рынок как Сhianti Superiore.
Ежегодно в продажу поступают порядка 8 млн бутылок «Кьянти». Вина низкого уровня достаточно дешёвы: самые простые стоят менее 7 евро за бутылку. Более утончённые «Кьянти» продаются по существенно более высоким ценам. Выше среднего — цены на Chianti Classico